Как найти идею для стартапа
Некоторое время назад я публиковал playbook для создания стартапа – простое пошаговое описание пути. В последнее время (впрочем, как и всегда) больше всего вопросов по части поиска идей, источников вдохновения и инсайтов.
В статье я выделял три направления: повышение эффективности производства, повышение ценности и принципиально новое решение. Недавно познакомился с видением Ann Miura-Ko, которое предельно близко моему.
В создании компании есть две стадии:
- value-seeking mode (поиск ценности)
- growth-seeking mode (поиск роста)
На каждом из этих этапов важно наличие product-market fit и “inflection insight”. Прямо это переводится как “линия перегиба”, что ощущенчески отражает суть. Я воспринимаю это как некий геймчейнджер, как переломный момент, как последний кирпичик, принципиальный прорыв.
Эти “перегибы” состоят из причины и следствия. Причины часто бывают технологическими (5G, облачные вычисления, низкая стоимость хранения, етс), нормативными (GDPR, регулирование AV, локальные законы) или общественными (меняются убеждения, поведения, повседневные нормы). Продукты и технологии распространения становятся дешевле и быстрее. Когда ранее невозможное становится возможным – это самый большой шанс.
На мой взгляд, абзац выше – это по сути и есть ответ на то, где искать идеи. Такой простой и обширный, но по сути верный. На него уже накладываются инструменты касдева, изучения трендов, рынков, иностранного опыта, исследования и прочее.
При этом наличие и понимание таких существенных переломных моментов еще не означает, что нужно срочно бежать и делать бизнес.
Если вы просто говорите: «Эй, сейчас происходит то, что называется 5G, и это действительно интересно», – это не дает вам представления о том, какой именно стартап вам следует создать. Вы должны понимать, что это дает. И затем не менее важен третий закон: это понимание должно быть как можно более прочным. Так что если это озарение, то, как только следующий человек поймет его, оно как бы исчезает как преимущество. Это проблема. И поэтому важно осознавать, насколько полученный инсайт далек от поверхности и прочен/долгосрочен как бизнес-идея.
Классный пример – это Figma. В нем этим прорывом-перегибом стали и техническая, и социальная составляющая. Использование WebGL для дизайнинга в браузере, простейшее взаимодействие на iPad и все плюшки простого доступа. Плюс – огромный растущий тренд на совместную работу. Дизайн становится все более центральной штукой в организациях, а Figma сделала совместную работу над ним легким и приятным повседневным процессом.