Стратегическая сессия и стратегия в стартапе
В 2019 году много говорят о стратегии и стратегических сессиях. Никаких легкоприменимых и готовых рецептов о том, как написать стратегию компании или провести стратегическую сессию я не находил, поэтому мы всегда варили свои макароны по-флотски. За последние два года я принимал участие в двух стратсессиях – более "домашней" и с привлечением консультантов, – расскажу о первой.
Разумно для начала определить, что такое Стратегия, в чем ее отличие от Тактики. Для простоты понимания предлагаю воспринимать стратегию как представление будущего. Написание стратегии – это формирование картины будущего компании. Далее идут тактические, повседневные действия, совершаемые для воплощения стратегии в реальность.
Также перед стартом порекомендую отличный материал: HBR on strategy – стоит своих 25$, и, кажется, его можно найти в русском переводе на Litres.
У команды растущего стартапа, где все занимаются запредельным количеством задач одновременно, может возникнуть справедливый вопрос о необходимости какой-либо стратегии. Я думаю, дойдя до определенного уровня усталости и хаотичности, вы сами в нужный момент почувствуете потребность в том, чтобы устаканить свои действия, сделать их более целенаправленными. В такой момент стоит выдохнуть, взять небольшную паузу, собраться с мыслями и вместе подумать о том, что является для компании важным, помимо Northstar Metric, Retention и других дико важных, но менее обобщенных штук.
Ваша первая стратегия не должна быть большой, сложной и страшной. Соберите свою core-team и обозначьте несколько ключевых вопросов:
- Каковы наши ценности? К чему мы обращаем наши мысли, когда беремся за дела?
- Кто мы через 12 месяцев, как выглядит наша компания, продукты компании и на чем необходимо сфокусироваться, чтобы этого достичь?
- Каковы цели и стратегические задачи на ближайший год по направлениям внутри компании?
- Какие у нас есть ресурсы для реализации нашей стратегии? Какие ресурсы нам необходимы?
- Какие инструменты мы будем использовать для достижения?
Я полагаю, что даже последние два пункта больше не про стратегию, а про ее execution. Тем не менее, об этом стоит подумать сразу, хотя вы, скорее всего, будете перебирать разные подходы и инструменты с определенной периодичностью.
Рекомендую изначально обсудить первые три вопроса по верхам, поняв ваши самые главые цели. Можно назвать это миссией – чтобы все одинаково видели суть.
Далее стоит взять паузу на день, назначив день презентаций. Эх, я и сам не фанат различных корпоративных форматов, но презентации – это хороший формат, чтобы все могли высказать свои собственные мысли и видение.
Пока каждый участник делает свою презентацию, стоит собирать ключевые вещи в единый google doc или делать стикеры, которые клеятся на доску. В результате у вас получятся связи many-to-many. Что ребята из технического отдела желают маркетингу? Что маркетингу не хватает в продуктовом отделе? Что продукт хочет от сейлзов? Эти и другие вопросы будут подсвечены, и важна максимальная искренность всех участников. Уже так много книжек сказали нам о важности правильной боли и подсвечивании проблем. Дискуссия по презентациям открывает разные аспекты, которые могли мирно пылится в уголке – возможно, пришло время некоторых из них.
Далее никакой магии не происходит – в диалоге вы синхронизируете все сказанное, смотря на информацию в целом (google doc/доска со стикерами). CEO стоит взять всю итоговую информацию и поместить ее в некоторый документ, который уже стоит транслировать всем и как документ, и как реальные принципы. Если вам повезло (как мне), что в вашей команде исключительно небезразличные люди со страстью в сердце, то дальнейшие повседневные шаги будут проще. Если вы говорите в ваших ценностях об открытости, то пусть разработчик смело говорит продукту о странных идеях, спрашивает за метрики реализованных фич (если их не рассказывают). Если вы говорите о классном клиентском сервисе, то продукт открыто спрашивает и требует с customer success. И так далее. Я всегда выступаю за открытость и прозрачность – дела делаются "на местах", поэтому и право принимать решения и требовать должна быть там же. Но это уже немного другая тема :)
Чтобы вам было проще ориентироваться, я приведу фантазийный пример итогового сформированного документа.
Стратегия / Culture Code / Логика принятия решений
Key points
Миссия
- Помогать бизнесам любого размера эффективно решать основные задачи обучения персонала
- Помогать людям быстро и комфортно решить вопросы повышения квалификации
Внешние и внутренние факторы стратегии
- Поддержание здоровья платформы
- Все идеи и гипотезы предварительно оцениваются, решения принимаются на основе данных, а результаты измеримы
- Люди получают удовольствие при прохождении курсов повышения квалификации
- Малый бизнес также эффективно работает, как и крупный бизнес с большими бюджетами на обучение
Наши ценности
К чему мы всегда должны обращать свои мысли
- Мы любим своих пользователей и клиентов. Мы тратим время на изучение клиентов и обратной связи. Мы понимаем, что в итоге все наши действия - для блага пользователей, и самый верный способ быть великой компанией - дать нашим пользователям то, что они хотят (знают они об этом или не знают). Мы клиентоориентированы - мы относимся к клиентам как к людям (а не смотрим на них как на статистику), и стараемся дать им такой сервис, который хотели бы получить сами. Как результат, пользователи нас знают, любят и рекомендуют.
- Мы - data driven компания, потому что это самый прямой путь к общей эффективности бизнеса. Мы придерживаемся принципа data vs. opinion, любые нововведения оцениваем с помощью данных. Мы чувствуем себя некомфортно, если понимаем, что у нас нет цифр по запущенным процессам (будь то маркетинг, продукт и т.д.)
- Внутри компании для нас наиболее важна культура прозрачности и причастности, потому что это самый прямой путь к максимальной эффективности и скорости. Ситуация, когда кто-то видит проблему или возможность, но молчит, потому что это не его прямая зона ответственности - прямой путь к замедлению и бюрократии. Прозрачность и причастность - правильный путь к тому, чтобы работа доставляла удовольствие и люди были счастливы. Несчастные люди не делают великих компаний.
- У нас есть культура “делания денег”. Каждый в команде понимает, что мы - не только прикольный стартап, где работать в радость, но и серьёзный бизнес. Любое решение, любое повышение (или снижение) эффективности приводит к росту прибыли или к его отсутствию, и каждый сотрудник должен это понимать.
- Мы ценим скорость, и стараемся быть быстрыми. Это залог максимальной эффективности. Это залог правильных решений. Мы постоянно спрашиваем себя, не замедлились ли мы.
- Мы хотим сделать что-то большое и новое. Мы не хотим оказаться ещё одной площадкой для обучения. Мы хотим отличаться от 6-7 по сути одинаковых игроков на российском рынке. И поэтому мы экспериментируем.
- Каждый занимается своим делом. Если человек занимается не своим делом (или работает сам вместо управления процессами - для руководителей) - значит, он тратит время неэффективно, тем самым нанося вред компании.
- Мы - automation driven компания. Мы знаем, что автоматизация (особенно в сочетании с big data) - самый прямой путь к максимальной эффективности. Как следствие, мы не позволяем себе быть неэффективными и затягивать с автоматизацией тех процессов, которые можно автоматизировать. Каждый постоянно думает о том, каким образом именно он мог бы меньше работать руками.
- Мы хотим получать деньги за наш продукт. Мы не считаем монетизацию вредной для компании (хотя мы и не приносим в жертву монетизации наши долгосрочные планы). Бесплатный продукт может делать любой.
Наша стратегия на 12 месяцев
Кто мы через 12 месяцев, на чём фокусироваться чтобы этого достичь
- У нас сильный бренд, о нас все знают
- Мы перешли к big data подходу и за год внедрили алгоритмические элементы в максимальное количество продуктовых элементов, а также значительно улучшили нашу ML модель
- Мы значительно повысили эффективность платформы: скорость, релевантность, прозрачность, безопасность
- Мы улучшили UX для компаний: наш кабинет имеет версию для крупных и для небольших компаний, отвечая их запросам
- Мы сделали наш мобильный UX для обучающихся ещё лучше. Мы капитализируемся на наших сильных сторонах
- Мы дисциплинируем себя: этот год мы занимаемся построением лучшей на рынке платформы для обучения. Мы не загоняем себя в рамки и не закрываем возможность расшириться в будущем, но в этом году мы делаем только то, что имеет максимальную полезность в обучении
- Через год, наша выручка (runrate) будет 990 млн. рублей
Стратегия на ближайший год по направлениям
Продукт
- Поинты, на каких стратегических задачах фокусируется продукт
Маркетинг
- Поинты, на каких стратегических задачах фокусируется маркетинг
Tech
- Поинты, на каких стратегических задачах фокусируется техническая команда
Analytics & Data science
- Поинты, на каких стратегических задачах фокусируется отдел аналитики
Sales
- Поинты, на каких стратегических задачах фокусируется отдел продаж
Support & Customer Care
- Поинты, на каких стратегических задачах фокусируется служба заботы о клиентах
Ресурсы достижения целей (команды)
- Продукт
- Проектно-продуктовый офис
- Tech
- Разработка
- DevOps
- QA
- Marketing
- Analytics & Data Science
- Sales
- Support & Customer Care
Инструменты достижения целей
- Качественные процессы, постоянная поддержка гигиены процессов
- Поддержание фокуса
- Weekly check-in (Progress, Plans, Problems)
- Team Objectives