Инновационное непонимание

Зачастую важно обратиться к истокам, чтобы понять происходящее в сегодняшнем дне. Это касается абсолютно всего – от развития детей до политической обстановки. Но я хочу рассмотреть ситуацию в разрезе узкой специализированной профессиональной сфере – технологические инновации в финансовой сфере, – то что сейчас принято называть «финтех».

Дифференцировать игроков этого рынка можно в разнообразных векторах, но давайте возьмем удобный для нас именно сейчас. Итак, кого мы имеем:

  1. Банки, как хранители огромных массивов данных о клиентах. Одним из ключей их деятельности является управление рисками.

  2. Вендоры АБС и Процессинга. Почти всегда – крупные компании с большим количеством сотрудников, которые работают у вендора в среднем более 10 лет. Ключ – продать, внедрить и остаться надолго.

  3. Финтех-стартапы – молодые компании, обладающие большим потенциалом в фантазии, но нередко слабо понимающие банковский бизнес. Более того, и нюансы банковских технологий тоже.

АБС является ключевой учетной системой в банках. В большинстве случаев это либо Oracle, либо MSSQL, поверх которых сделано множество рассчетов и форм для операционистов, продуктологов и другого персонала банка. Это система, которая хранит все данные о депозитах, кредитах и картах, делает расчеты и помогает отчитываться в ЦБ. Нетрудно представить, что именно к АБС банковский бизнес предъявляет особые требования с точки зрения надежности, скорости реакции и адекватному ценообразованию.

Вендор АБС, сделав внедрение в некий банк, всегда имеет явные преференции для предложения своих продуктов, будь-то SWIFT, системы лояльности или даже интернет-банкинг. И тут случаи бывают разные. Некоторые могут предлагать свой продукт бесплатно, некоторые – нет.

Но статистически мы имеем два факта:

  1. Помятуя о том, что у вендоров срок выслуги сотрудников крайне велик, кругозор последних с годами существенно сужается.

  2. Вендор всегда будет стараться задрать цену (от 1.5 миллионов рублей до 400 тысяч евро…) на интеграцию с внешней системой.

Допустим мы с вами говорим об интернет- и мобильном банкинге. Веб-разработка – это традиционно та область, которая развивается гораздо быстрее любого корпоративного сектора. В современных интернет-проектах мы умеем считать каждого пользователя – его поведение, активность, заинтересованность, – монетизировать его действия и желания косвенно и напрямую, коммуницировать с ним на понятном языке.

В мобильных продуктах мы ничем не ограничены в реализации подходов, которые ведут компанию-разработчика к деньгам.

И, по идее, это именно те факторы, которые нужны банковскому бизнесу.

  1. Современный и актуальный интерфейс

  2. Умение «считать» своих клиентов в режиме реального времени

  3. Полноценность онлайн-каналов

  4. Онлайн-канал должен зарабатывать.

И, да, есть компании, которые готовы предложить банку подобные решения. Точнее, есть много желающих, но гораздо меньше тех, кто представляет, с каким количеством технологических и административных сложностей предстоит столкнуться при реализации и внедрении подобного продукта.

Не слишком погружаясь в технику все же отмечу, что в банковской среде все еще в 2015 году жив обмен файлами через расшаренную папку для обновления остатков. Или, например, иногда вам нужно объяснить акционеру банка, почему черная плашка в интерфейсе совсем не депрессивная, а такая же хорошая как черный Bentley.

Очень важно осознавать, что работа с маленькой и еще не давшей корни компанией для банка – это риск. Ведь единицы банков готовы менять свои технологические решения хотя бы раз в два года. Помимо великолепия интерфейсов и обещаний разработчиков банкам нужна игра в долгую.

И банкиры замечательно считают цифры. Помимо «быть на волне», «участвовать в гонке инноваций» и «дать клиентам лучший сервис» они должны верить, что им не придется через год-два менять стартап на старую неуклюжую, но Надежную компанию. Скажу больше, в цифрах преимущества вашего «продукта интернет-банкинг» и условно-аналогичного продукта от старого вендора на первый взгляд могут быть абсолютно неочевидны. Особенно если банк работает не с «модной» ЦА и пока что не стремится туда.

За три года ситуация на рынке улучшилась. Гораздо больше банков и банкиров проявили готовность идти на риск, инвестировать в развитие своих онлайн-каналов и пробовать менять парадигму. Причем, в первую очередь, именно парадигму своего мышления. Благодаря тому, что поколение банкиров 30+ доходит до топ-позиций, осознание необходимости действовать как современный банк уже почти есть. Но есть же еще Правление Банка и акционеры.

В завершение хочется сказать, что именно смелость, способность идти на риск, привлечение молодых и ярких к созданию нового опыта является важнейшим фактором развития. Вы же сами знаете, необходимо выходить за рамки комфорта, чтобы достигать новых высот. Поэтому так важно именно сейчас начать действовать в рамках новой парадигмы, действовать смело. И пусть ключом к этому пути будет доверие. Доверие, открытость и взаимное дополнение друг друга сильными сторонами.

Pavel Guzhikov
Entrepreneur.
London, UK