Небольшая страстная дискуссия в канале product-менеджеров навеяла на меня воспоминания об одном случае, который случился пару лет назад в Петербурге. Порой я консультирую инвесторов в сферах своей экспертизы (технологии, общее ревью продукта, fintech, монетизация, команда и другие), вот и тогда один влиятельный человек из Санкт-Петербурга пригласил осмотреть проект, в который он вложился, но который никак не мог запуститься.

Исходные данные были такие: потрачено 8 месяцев и 48 миллионов рублей, рынок – HoReCa supply automations. Прибыв на место, мы попали в шикарный БЦ в центре петербурга, где находилась команда из примерно 20 человек и не было CEO. Он не смог приехать и впоследствии так и не встретился со мной за неделю ревью этого стартапа.

Дьюдил может быть разным: серьезным и глубоким, затрагивая финансовую, продуктовую, налоговую и управленческую части (о таком я могу, кстати, написать), а может и пройти достаточно быстро. К сожалению, даже без CEO было достаточно одного-двух дней, чтобы оценить состояние дел.

У команды не было никаких налаженных каналов взаимодействия, каждый жил в своем маленьком мире, не понимая, куда и зачем двигается продукт. Три дизайнера рисовали брошюры, разработчики что-то неспеша разрабатывали, маркетинг смотрел youtube. Учитывая, что на онлайн-маркетинг тратилось ноль рублей, была надежда на супер-развитый продукт, обвешанный аналитикой. По факту же я увидел кодовую базу на месяц работы одного человека с большой натяжкой и не единой собираемой метрики. Long story short – оказалось пилево. 48 миллионов рублей ушли в никуда, а еще один непрофессиональный инвестор бы разочарован в "этих айтишниках", которым "ничего нельзя доверить".

Возвращаясь к сегодняшней дискуссии. Продукт – купонный сервис в Украине, который команда делает уже год. Вдруг неожиданно владелец, получив мощнейший инсайт о том, что 30% пользователей в гугле ищут скидки до покупки в интернет-магазине, решает добавить функционал для всех интернет-магазинов. На мой взгляд, это еще и обратная ситуация для хорошего коллектива – непрофессиональный основатель может тратить время классной команды на ерунду с целью поднимать новые деньги на новые идеи у непрофессиональных инвесторов, чтобы дольше пожить на зарплате. Я думаю, если ситуация такова, а команда состоит не из "дрочил на зарплате" – то это повод искать новую работу, потому что вскоре вы поймете, как ценно время. И тратить его на хорошие и важные дела.

Теперь же продукт оказался в ситуации, когда по текущей модели он зарабатывает небольшие $1000 в месяц, а должен потратить еще минимум 4-5 месяцев на разработку второй версии, лишь после чего выходить в свет. Грустная анти-продуктовая и анти-бизнесовая история.

Здесь много уроков, но как минимум стоит запомнить следующее:

  • всегда со стабильной периодичностью собирайте у проинвестированных проектов аккуратную отчетность и обязательно проверяйте ее (в этом году уже закрылся один проект в РФ, где основатели подделывали отчетность инвесторам)
  • наймите консультанта, который поможет оценивать потенциал продукта, эффективность команды и текущий трекшн
  • если вы молодой амбициозный и классный специалист, не тратьте свое время на "дрочильню" – из этого очень сложно выбраться, – делайте классные дела с классными людьми рядом

Если что, я всегда на связи на почте.

https://tele.gg/bizarre_ceo