Чайник

Один знакомый рассказал интересную невымышленную историю, случившуюся у него в компании. В целях его анонимности эту историю публикую я. Повествование ведется от лица и со слов знакомого.


Наша компания - весьма большой холдинг с лидирующими позициями в свой области. Этакое министерство, хорошо различимое на бизнес-карте России.

Уже не первый год работая в своей компании, наблюдал множество негативных примеров сочетания бюрократии и нездорового консерватизма. Примеров, когда желание ничего не испортить трансформируется в желание ничего не менять, а нацеленность на результат ценится меньше компетенции “продержаться до пенсии на текущей работе”. Очередной яркий случай осветил серую сторону такой корпоративной культуры.

При переезде нашего отдела в другое помещение, обнаружилось, что в кабинете отсутствует чайник. Вернее, чайник то был, но его внешний вид и “внутренний мир” вызывал опасения за здоровье всех любителей чая. Поэтому, как у человека любопытного, у меня возник здоровый азарт, и я решил воспользоваться плюсами бюрократии и законными методами добиться “прописки” в нашем кабинете нового чайника. Благо, по слухам, у хозяйственного отдела они имелись, и желающие при должном рвении и терпении могли их получить и получали.

В Москве, в Питере и других крупных городах России давно уже популярно такое времяпрепровождение как “Квесты в реальности”, а тут - такой шанс бесплатно пройти квест на своем рабочем месте!

После недолгих консультаций с офис-менеджером был найден телефон хозотдела, после чего я набрал этот номер. Выслушав мою просьбу, был сразу же задан вопрос: “А разрешение установить чайник в вашей комнате у вас есть?”. “Нет, конечно, мы только переехали, но тут уже имеется чайник и я просто хотел бы его заменить” - с надеждой сказал я. “Нет, вам все-таки нужно, сначала получить разрешение на установку чайника, и как только у вас будет разрешение, я выдам вам новый чайник” - сказал хозяйственник и добавил: “Бланк заявления в бумажном виде вы можете получить у электрика по такому-то телефону”.

Следующим персонажем в этом квесте был электрик, который охотно откликнулся и выдал мне бланк “Заявки на разрешение на подключение электроприбора”. Ощущая драйв от того, что начальные загадки квеста не кажутся такими уж и сложными, я радостно побежал заполнять этот бланк на свое рабочее место. Но достаточно быстро обнаружил, что в запросе нужно указать чайник, который я собираюсь использовать после того, как получу визу на этом запросе. Пришлось вернуться к предыдущему персонажу. Хозяйственник сообщил, что в запасе чайники нескольких видов, какие из них останутся, и какой я получу в конце своего квеста, он не знает. Тут же в памяти всплыл опыт прохождения различных квестов на компьютере, который и подсказал мне идею воспользоваться для заполнения заявки данными старого и “биологически опасного” чайника с богатым “внутренним миром”. И вот я уже бегу обратно с заявкой электрику, восхищаясь своей находчивостью. Электрик, как в самом настоящем квесте, раскрыл мне новую информацию - он проверит возможно ли подключение чайника к электросети кабинета и передаст эту заявку пожарникам, и добавил, что вернется ко мне уже с результатом - визой на моем заявлении.

Прошло недели две. Я подумал про свой незаконченный квест, но вспомнив фразу более опытного коллеги, что “документ в нашей компании должен отлежаться”, решил дать еще неделю бюрократической машине, которая может уже давно шуршит шестеренками и движется к мой заветной цели. Прошла еще одна неделя - я занервничал, но сделал усилие и дал еще пару дней на “отлёжку документа”.

После чего я навестил электрика с вопросом о прогрессе по заявке, на что мне был дан ответ, что он все проверил и заявку передал дальше - пожарникам. Придя к пожарникам, обнаружилось, что все входящие заявки они заносят в книгу учета, но моей заявки там и близко нет. Мне озадаченному пришлось вернуться обратно к электрику, но снова правды я не нашел. Однако, в этот раз он решил сам разобраться и сказал перезвонить мне через пару дней.

Я позвонил через пару дней к электрику с вопросом о его успехах в “невыполнимой миссии”, но пришлось потратить еще минут пять на напоминание предыдущей истории и его обещании разобраться. Он с трудом понял, что же я от него хочу (он же все отдал дальше “по этапу”), но взял на раздумья еще пару дней.

В этом месте я хочу прерваться и предложить всем разработчикам квестов (на компьютере или в реальности) взять на вооружение такие нестандартные повороты в квесте, как “если персонаж вам не дал что-то, но, по идее, должен был, попробуйте еще пару раз - может он просто забыл”. Представляю, как это может поставить в тупик опытных игроков!

Далее случилось чудо и следующий звонок был уже входящим - от электрика. Оказалось, что он действительно передал заявку пожарникам, но они просто забыли записать у себя в книги входящих заявок (используйте эту фишку, квестоделы!), но отправили “Главному пожарнику всех зданий холдинга” на подпись в другой конец города. И добавил, что “вот только сейчас этот документ вернулся, и я могу его забрать”. “К счастью, что могу и, к сожалению, что уже прошло больше месяца с начала моего квеста”, подумал я, получая документ с необходимыми визами.

И вот я уже сижу на своем рабочем месте, смотрю на документ, улыбаюсь и набираю хозотдел.

“Я, наконец, получил разрешение на чайник!” - делюсь радостью с девушкой на том конце провода, “Могу ли я получить чайник?”. Голос на том конце спокойно ответил: “Нет, не можете!”. Я на секунду потерял дар речи. “Почему?” - удивленно спросил я. “У нас переучет и продлится он дней десять!” - был ответ. Я собрался с мыслями и предложил абсолютно логичный, с точки зрения нормального человека, и абсолютно нелогичный с точки зрения “винтика в большом механизме”, вариант: “Я месяц шел к этому чайнику! Давайте, вы выдадите мне чайник, отметите этот факт (я готов даже подписать любое заявление), а потом, в конце переучета, вы этот факт выдачи отразите как следует”. Как уже сказал, этот вариант не показался человеку логичным. “С кем я могу решить эту проблему?” - спросил я. На что мне было озвучено ФИО некоторого сотрудника компании.

Уже потом (после поиска этого “ФИО” в адресной книге) я понял, что это было сделано специально, чтоб я отстал, так как это “ФИО” принадлежало Заму Главного по хозяйственной части всей организации! Любой нормальный сотрудник нашей организации понял бы намек и дождался бы окончания переучета. “Но так квесты проходят лишь слабаки!”, подумал я, и позвонил “ФИО”. Как и положено уровню “ФИО”, трубку подняла персональный ассистент. Когда я попросил её соединить с начальником, мне был задан вопрос: “А он знает по какому вопросу вы звоните?”. “Конечно, нет” - ответил я, с трудом сдерживая смех. После чего, получив ответ: “Мы вам перезвоним”, я стал ждать. В течение нескольких дней со стороны ассистента предпринимались попытки связать меня с начальником и, в конце концов, я услышал его голос. Для полноты ощущений напомню о серьезном уровне моего собеседника в иерархии компании. Я объяснил ситуацию, которая свелась к краткому описанию моего нелегкого пути к чайнику и о последнем препятствии в виде переучета, которое осталось преодолеть. После некоторой заминки (видно, что суть звонка была весьма неожиданна для собеседника - уверен, что такие вопросы такого уровня он давно не решал!:) ), он спросил: “И вы мне по такому вопросу звоните? Кто вам дал мой телефон?”. Я, естественно, назвал девушку, которая таким образом хотела избавиться от меня (она вряд ли ожидала такого поворота в этой истории). После чего разговор был прерван. Я понял, что мой квест, в принципе, был окончен.

Но когда я обдумывал произошедшее, я понял, что нужно было сказать ему, что (дословно): “Если его подчиненные не могут поднять с места попу и решить вопрос, то кому как не ему решать его” - тонкий намек на то, что если не можешь организовать, то иди и сам делай. Нагловато, но по существу: советский подход закрытия магазинов на переучет, как мне казалось, канули в лету. В этот момент я успел ощутить противоречивые чувства: с одной стороны, я так бездарно потратил столько времени, а с другой, что у меня так ничего и не получилось добиться!

Но через пару дней поступил звонок от некоего начальника той девушки и, одновременно, подчиненного Зама Главного по хозчасти холдинга. Первый вопрос который мне был задан, звучал: “Вы кто такой?”. Я опешил и даже встал на своем рабочем месте со стула: “Как это “Кто такой?”? Такие вопросы я не слышал уже давно - с момента дворовой юности, и уж никак не ожидал услышать в уважаемой и известной организации. “Я обычный сотрудник” - с трудом выдавил я. “Нет, я спрашиваю, какая у вас должность?” - вопрос стал более понятным. “Я ведущий специалист” - более уверенно ответил я. “Так вот, согласно постановлению председателя правления № такой-то от такой-то даты вам (вашей должности) чайник не положен!”. Я снова нашелся, и сказал, что чайник будет оформляться на начальника нашего отдела - такой вариант также прорабатывался мной. На что я также получил ответ, что чайник мне не выдадут! В процессе разговора я все-таки успел донести свою достаточно резкую позицию по поводу того, что “давать результат” сотрудники их направления променяли на “следование бюрократическим нормам”.

После чего я сделал последний шаг в этой истории: пошел к ассистенту нашего руководителя, который был очень опытен в административных вопросах и объяснил ему ситуацию. Он при мне тут же набрал этого “бюрократа”. Разговор, который я услышал, звучал следующим образом:

“Я ассистент руководителя такого-то отдела, сотрудник звонил вам по поводу…”, – его речь неожиданно прервалась.

“Да”, – произнес он несколько раз с паузами, слушая собеседника, после чего положил трубку.

Надо было видеть мое лицо! Вся моя богатая фантазия не смогла предложить ни один из вариантов развязки этого разговора!

Ответ же оказался очень простым: “Так как начальник вашего отдела находится в статусе “исполняющего обязанности”, а такой должности в списке возможных получателей “чайников” и ряда других привилегий не значится, то, несмотря на то, что он начальник отдела, чайник ему выдать не можем согласно такого-то постановления от такого-то числа”.

Конец! Занавес!
Матч “Бюрократия - Здравый смысл”, счет: 1:0.

В итоге, проблема с чайником была решена просто - нам его подарили коллеги из соседнего отдела.

Pavel Guzhikov
Entrepreneur.
London, UK