Аналитика для стартапа

После общения с несколькими стартапами в поисках инвестиций захотелось поделиться. Когда твой проект еще маленький и бурно растет, обычно есть nordstar metric. Вы смотрите на нее и радуетесь, когда она становится лучше. Но существует риск, что вы не видите где-то нарастающей беды: рост идет только из-за нарастающих трат на маркетинг, старые клиенты не возвращаются (плохой retention), клиенты не делают целевые действия или не достигают magic moment и так далее.

Чтобы избежать проблемы слепых зон существует аналитика и дашбоарды. Дашбоарды – это набор графиков, которые комплексно отвечают на тот или иной вопрос про ваш бизнес. Они должны быть построены так, чтобы за 5-10 минут просмотра ты понимал, все ли в порядке. Сводите в один вид выручку и траты, инвентарь, контакты, когорты и retention. Обязательно следите за динамикой, а не кумулятивными красивыми и обнадеживающими графиками.

Возникает вопрос – а что же использовать для аналитики на ранних этапах? Могу порекомендовать три опции.

1. Amplitude дает бесплатную версию на ограниченное количество событий в месяц. Крутой и гибкий инструмент для продуктовой аналитики, но требует программирования в приложениях, определенных скиллов для использования и времени на обучение. Но он не будет ходить в вашу базу данных, т.е. каких-то вещей он может не знать.

2. Отличная опция – Google Sheets. Можно написать просто парсер, который будет каждую ночь вынимать данные из вашей базы данных, внешних трекеров и метрик. У вас появится ежедневный срез данных как накопительно, так и по дню. Из этого вы можете самостоятельно делать любые Charts и собирать дашбоарды. Могу уверить, что такого формата может хватит достаточно надолго.

3. Третья штука – это классная опен-сорс софтина Metabase. Я лично использую ее везде, где есть база данных. Не требует никакого программирования, ставится один раз куда-нибудь себе на сервер и дает возможность строить любые графики и формировать дашбоарды в простом интуитивном интерфейсе. Штука очень гибкая и очень простая. Более того, у нее есть разный классный прикладной функционал. Например, Pulse – умеет отправлять данные, изменения, динамику и графику по разным триггерам или временным срезам в разные каналы (почта, slack, etc). Таким образом, вы себе ручками собираете любые дашборды и настраиваете уведомления о том, за чем нужно следить постоянно.

https://tele.gg/bizarre_ceo

Pavel Guzhikov
Entrepreneur.
London, UK